Граница Эстония Россия Граница с Эстонией В Эстонию на машине На машине в Эстонию

Музей, созданный из ничего

Если вам интересно узнать, что собой представляет битум, как на дорогах появляются выбоины, если у вас загораются глаза при виде трактора «Кировец», то вы просто обязаны побывать в Эстонском дорожном музее.

Несколько лет назад прошел слух, что где-то на юге Эстонии, за полями и лесами, появился очень интересный музей, который к тому же работает летом.

Надо полагать, что название «Дорожный музей» звучит привлекательно разве что для дорожных инженеров. Доверившись сарафанному радио, уверявшему, что музей этот особенный и представляет интерес не только для специалистов, мы отправились в волость Канепи Пыльваского уезда. Нашей конечной точкой была бывшая почтовая станция Варбузе. Забегая вперед, скажем, что музей нас не разочаровал.

Оригинальный музейный подход

Дорожный музей удивляет не только выбором темы, но и необычной экспозицией. В каких только музеях мне не доводилось бывать, но ни разу, осматривая экспонаты под открытым небом, не приходилось внимательно смотреть под ноги.

Разбитые дороги – это составная часть экспозиции. Одно дело рассказывать и показывать картинки, как, например, выглядела гать – проложенная через болото дорога, по которой прошли рыцари-крестоносцы, – и совсем другое – самому пройтись по такой дороге.

Если вы хотите получить представление о том, какими были дороги в старину, посмотреть на настоящий верстовой столб, обязательно побывайте в Дорожном музее. Пройдясь по разным типам дорог, разглядывая транспортные средства, которые передвигались по ним, вы узнаете историю Эстонии.

Не могу не отметить находчивость музейных работников, они смогли увязать историю дорог с вещами, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к дорогам. Скажите, например, какая связь между дорогой и продажей души дьяволу или торговлей спиртным? А музейные работники ее увидели. А ведь и верно, где еще, как не на перекрестке четырех дорог в полночь четверга продавать дьяволу душу!

В придорожных корчмах всегда торговали спиртным, так что и тут можно проследить прямую связь. Как и связь дорог с т.н. «гаражной культурой», когда с появлением «жигулей» мужчины стали проводить досуг в гаражах. Ассортимент передвижных лавок, которые разъезжали по дорогам, – еще одна интересная тема, раскрываемая музеем. К слову, самого ходового товара – салаки в томате – в этих лавках не было, зато в них можно было отовариться резиновыми галошами.

Если обычно в музеях служительницы тихо стоят в уголке, следя за тем, чтобы посетители ничего не трогали руками, то в Варбузе все наоборот. Здесь сотрудники музея сами к вам подойдут и расскажут, чем, например, штоф отличается от полуштофа или штофика и почему в старину вдоль дорог было так много питейных заведений. При этом они говорят так интересно и увлекательно, ввертывают такие детали, что перед глазами так и встает придорожная корчма.

Здесь не только окунаешься в историю. Так, сотрудница музея с гордостью показывала нам графический бетон: в Эстонии такое техническое решение впервые было применено именно в Дорожном музее. Надо полагать, что доставленный из Финляндии графический бетон стоил недешево, но для музея он подходит как нельзя лучше.

Взрослым наверняка будет любопытно взглянуть на знакомые с советских времен бензоколонки, полюбоваться на старые дорожные знаки и на маршрутные автобусы, некогда разъезжавшие по нашим дорогам. Сегодня кажется невероятным, как мало было в Эстонии в начале 1970-х годов автозаправок, а современная молодежь просто не может себе представить, что полвека назад автовладельцы получали бензин на работе.

В одном из музейных ангаров бок о бок стоят «трабант» из Восточной Германии и первый электромобиль, сделанный в Эстонии в 2008 году. Там же пристроился собранный в 1980 году Уно Веэбергом легковой автомобиль «такса», который по своему внешнему виду ничуть не уступает автомобилям, разъезжавшим в те годы по дорогам Запада.

На примере сконструированного в 1967 году микроавтобуса ЕТ-600 мы узнали, почему в свое время латышам удалось создать свой автопром и добиться того, что название РАФ стало известно во всем Советском Союзе. В Эстонии тоже предпринимались попытки наладить производство микроавтобусов, но из-за противодействия одного человека дело застопорилось.

Кручу-кручу педали, кручу

Если вам интересно, куда идут миллионы, выделяемые государством на строительство дорог, отправляйтесь в Варбузе. Там вам подробно расскажут, сколько материалов требуется для дорожного строительства и что получится, если попытаться сэкономить.

Планируя поездку с детьми, запаситесь временем и терпением: какой сорванец откажется посидеть за рулем всевозможных транспортных средств?! Обязательно разрешите детям перелопатить кучу песка, тем более что это можно сделать не лопатой, а ковшом экскаватора. Да сами не увлекитесь! На глазах автора этих строк двое папаш так вошли в раж, что не оставили отпрыскам фронта работ.

Сотрудники музея и бюро Salto буквально из ничего сделали потрясающий музей.

Смотреть все новости→

Источник